ORANGElife.

На страницах нашего журнала Orange Life мы не раз затрагивали тему мошенников, писали о видах, способах и приемах, которыми они пользуются. Наши читатели все больше узнают, как противостоять злоумышленникам, как защитить свои средства и сохранить спокойствие. Финансовой грамотностью владеют в большей степени люди молодого поколения и среднего возраста. А как обезопасить старшее поколение – тех, кто наиболее уязвим перед преступниками? Обсудим в нашей статье.

Предупрежден – вооружен

Первый совет может показаться вам очевидным, но некоторые не уделяют ему достаточного внимания. А он довольно простой – найдите время и поговорите с вашими родителями, родными и близкими старшего возраста.

Когда-то они вели нас за руку, рассказывая и показывая, как устроен этот мир. Они обучали нас, оберегали от опасностей и помогали во всем. Мир меняется, и мы сами не успеваем за его изменениями, а что говорить о старшем поколении? Кто, если не мы, поможем им?

Расскажите пожилым родственникам о возможных видах мошенничества, приведите конкретные примеры, схемы обмана: звонки, письма, предложения. Проведите разъяснительные беседы, как противостоять злоумышленникам, как отвечать на звонки и что делать в непонятной ситуации, чтобы сохранить средства.

Приведем несколько распространенных вариантов обмана:

  • звонок от мошенника, который представляется родственником, попавшим в аварию, и вымогает деньги за то, чтобы его отпустили;
  • звонки якобы из служб безопасности банков с предложением срочно перевести деньги на безопасный счет;
  • СМС-сообщения с информацией о срочном блокировании перевода с подтверждением по ссылке.

Покажите старшим родственникам, как безопасно пользоваться банковской картой, банкоматом, уделите внимание принципам парольной защиты и правилам работы в интернете.

Если пожилой человек освоил эти навыки, можно перейти на следующую ступень финансовой грамотности. Объясните, как можно распоряжаться счетом, вкладом, кредитом. Расскажите, что должно и не должно быть в договоре банковского вклада, о том, какие средства застрахованы, а какие нет.

Звонок другу

Даже подготовленные люди могут растеряться, ведь злоумышленники находят всё новые методы воздействия, чтобы «жертва» не успела прийти в себя и понять, что ее пытаются обмануть.

Сообщите вашим близкими, что в случае звонка от неизвестного на любую тему, связанную с деньгами, они должны взять паузу и позвонить вам. Как бы их не торопили, что бы им не говорили, чем бы не угрожали – правильное поведение будет таким:

  1. Прекратить разговор.
  2. Позвонить вам.

Далее уже вы, оценив ситуацию, предпримете нужные шаги.

Важно рассмотреть и тот вариант событий, когда до вас не получается дозвониться. Заранее расскажите или напишите на листке инструкцию: по какому номеру позвонить в банк, что сообщить сотрудникам, как можно заблокировать карту и при каких условиях это следует сделать.

Развивайте знания своих близких по обращению с деньгами и картами. Материалы на тему противодействия мошенничеству есть на сайте Банка России, Ассоциации развития финансовой грамотности, Министерства финансов, на сайтах банков и в специальных журналах. Например, в Orange Life есть рубрика «Финансовая грамотность», где мы регулярно поднимаем тему возможных схем обмана.

Берегите себя и своих родных. Серьезнее относитесь к вашим финансам, внимательнее проверяйте все предложения, и тогда никакие мошенники не помешают вам и вашим близким достигнуть финансового благополучия и успеха!

785