ORANGElife.
26 мая 2022

Что объединяет альбом Spirit группы Би-2, картофельный салат жителя штата Огайо (США) и фабрику по производству сладостей Cocco bello в маленькой уральской деревне? Деньги на каждый из проектов собрали с помощью краудфандинга. На салат, например, молодой человек получил 60 000 $. Краудфандинг — это хороший способ быстро получить инвестиции на развитие. Рассказываем о нюансах.

Как работает краудфандинг?

Краудфандинг — это способ привлечь инвестиции для реализации своего проекта. Чаще всего участвуют две стороны:

  • фаундеры — те, кому нужны деньги;
  • бэкеры — инвесторы, которые вкладываются в проект.

Вот как это работает. У фаундера есть идея – это может быть что угодно: стартап, запуск музыкального альбома, выставка, доставка обедов в дом престарелых, разработка компьютерной игры или покупка оборудования для производства.

Запускается проект по сбору средств: указывается срок, конечная цель, необходимая сумма, подробное описание проекта и отображается процесс сбора средств. Кампанию можно запустить на специализированной платформе, своем ресурсе или в социальных сетях. Когда проект запущен, любой желающий может перевести комфортную для него сумму.

Как правило, бэкерам за участие предлагают бонус, например, упоминание в титрах, первые экземпляры продукции, особые условия или акции. Тип вознаграждения зависит от вида краудфандинга, которым воспользовался фаундер.

Виды краудфандинга

Выделяют 3 основных вида краудфандинга, которыми может воспользоваться бизнес:

  • Бэкеры получают бонусы (reward crowdfunding). Как правило, это что-то привлекательное для аудитории, например, скидки, уникальная продукция, которой не будет в продаже, встреча с организаторами. Обычно компании продумывают многоуровневые системы бонусов: чем больше пожертвование — тем лучше подарок.
  • Бэкеры получают часть прибыли (debt crowdfunding). Этот вариант подходит бизнесам, которые планируют выпускать востребованные на рынке продукты. Когда компания начнет получать прибыль, она перечислит инвесторам фиксированный процент.
  • Бэкеры получают долю в компании (equity crowdfunding). Чаще всего это акции. Инвесторы становятся совладельцами и в будущем могут получать дивиденды.

Кроме этого, существует вид краудфандинга, которым пользуются стартапы, когда запускают новые криптовалюты (ICO). Инвесторы за участие в проекте получат несколько монет.

Кроме этого, существует классификация Банка России:

  • p2p: фаундер и бэкер — это физлица;
  • p2b: фаундер — юрлицо, а бэкеры — это физические лица;
  • b2b: фаундер и бэкер — это юрлица.

Любой из видов, указанных выше, можно реализовать в нескольких моделях.

Модели краудфандинга

В основном используют эти 5 моделей:

  • Благотворительность. К ней прибегают фонды, которые занимаются социально значимой деятельностью. Бэкеры инвестируют на полностью безвозмездной основе.
  • Сделка со свободной ценой. Бэкеры самостоятельно решают, сколько вложить в единицу проекта. Это может быть как 100 рублей, так и 100 000.
  • Оставить все. Фаундер получит все собранные средства за вычетом комиссии платформы, даже если цель не будет достигнута.
  • Вознаграждение. В этой модели фаундер передает собранные средства команде, которая будет реализовывать проект.
  • Все или ничего. Самая жесткая модель. Если фаундер не успевает собрать нужную сумму в срок, то все пожертвования возвращаются бэкерам. Если средства собраны в срок, то компания получает их.

Преимущества и риски краудфандинга

Давайте рассмотрим, какие у краудфандинга есть плюсы и минусы.

Плюсы

Минусы

Дополнительные источники финансирования

Риск потерять сборы, если используется модель «Все или ничего»

Нет проблем с переговорами и документами

Краудфандинговой платформе нужно платить комиссию

Нет нескольких инвесторов, которые будут диктовать свои условия

Не все проекты можно продвигать через официальные платформы

Оценка успешности идеи по отклику аудитории

Недоверие со стороны аудитории. Известны случаи, когда фаундеры обманывали инвесторов, поэтому многие компании, которые не могут представить обоснование реализации проекта, остаются без денег

Как запустить краудфандинговую кампанию?

  1. Проанализируйте аудиторию и прогрейте ее интерес. Перед стартом нужно понять, какое именно предложение заинтересует аудиторию: бонусы, часть прибыли или акции. До того, как начнется сбор, о нем необходимо рассказать, показав привлекательность идеи.
  2. Выберите краудфандинговую платформу. В текущей ситуации лучше использовать отечественные решения. Изучите правила каждой площадки и выберите ту, что вам больше подходит.
  3. Создайте проект. Расскажите о нем как можно более подробно, чтобы инвесторы увидели его привлекательность. Добавьте иллюстрации, видео, инфографику — все, что может добавить интерес к предложению. Укажите необходимую сумму и срок, за который нужно собрать средства.
  4. Поддерживайте обратную связь с аудиторией. Рассказывайте, как продвигается проект, выкладывайте свежие материалы и информируйте о своих шагах. Это повышает доверие и помогает приводить новых инвесторов.

Краудфандинг — это хороший вариант найти финансирование для проекта, остаться его хозяином и набрать аудиторию одновременно. Главное — оценить все риски, и тогда ваша идея точно будет реализована.

1038