ORANGElife.
9 августа 2021

Мир всё активнее идёт по пути цифровой трансформации. Финансовый сектор сыграл в этом важную роль. Современный банк – это в значительной степени цифровая платформа. Практика показывает, что «в игре» остаются те, кто быстрее реагирует на перемены, внедряют новые удобные сервисы. В 2020 году в России заговорили о внедрении нового продукта – цифровой ипотеки. Что это такое рассмотрим в нашем материале на примере Азиатско-Тихоокеанского банка.

Николай Мальнев
Директор департамента развития каналов дистрибуции Азиатско-Тихоокеанского банка

Действительно, банки стремятся перевести «в цифру» как можно больше сфер своей деятельности, прежде всего во взаимоотношениях с клиентами. В АТБ мы просто не можем позволить себе оставаться в стороне, уже в прошлом году мы запустили для наших ипотечных клиентов такие сервисы, как «Личный кабинет заемщика» и «Личный кабинет партнёра». Эти сервисы оказались особенно востребованы в период пандемии и локдаунов в различных регионах. Мало того, что решать вопросы дистанционно быстрее и проще, но и безопаснее. Когда мы разрабатывали ипотечные кабинеты, мы рассматривали и оценивали различные подходы к реализации этого проекта. Мы выбирали между подготовкой проекта собственными силами банка, заказом разработки сторонней IT-компании или покупкой готового решения. В итоге остановились на готовом решении, которое предлагала платформа «Цифровая ипотека». В кратчайшие сроки нам удалось заключить все необходимые договоры и ипотечные кабинеты для заемщиков и партнёров появились у нас на сайте. Теперь они имеют возможность рассчитать для себя возможную сумму кредита, удаленно заполнить и подать заявку на ипотечный кредит, приложить все необходимые документы по заемщику, в том числе подтверждающие его платежеспособность и объект залога, после чего получить решение. Также есть возможность заказать страховку и независимую оценку недвижимости.



Цифровизация ипотеки помогает увеличению количества сделок

Сервисы наших кабинетов существенно экономят время сотрудников на очные консультации и позволяют проводить больше сделок. Также наличие таких сервисов привлекает новую аудиторию клиентов – людей занятых, особо ценящих свое время и предпочитающих удаленное общение с банком. Анкета настроена таким образом, что отсекает невалидные для банка заявки на кредит. Мы считаем естественным поделиться с клиентом своей экономией и закладываем скидку для заемщиков и партнёров, использующих кабинеты при подаче заявки – в условиях роста ставок это также привлекает к нам больше ипотечных клиентов. 

Прогнозируемый рост заявок

Аналитики говорят о росте цифровой ипотеки в 2021 году и в последующие годы. Я согласен с мнением, что рост доли цифровых заявок на ипотеку в бизнесе банков будет продолжаться. Здесь мы видим и удобство для клиента, и возможность подать заявку в условиях пандемии, без визита в банк, также очевидна экономия на процентной ставке. Немаловажно, что в цифровых ипотечных сервисах можно получить предварительное одобрение за минимальный промежуток времени. В наших планах – продолжить развитие кабинетов заемщика и партнёра по ипотеке: уже сегодня мы интегрируем процесс подачи заявки напрямую в нашу банковскую систему, а завтра можем говорить о настройках алгоритмов принятия решения, позволяющих заемщику получить одобрение по заявке за одну минуту. Мы продолжим развивать наполненность наших кабинетов сервисными функциями – заемщики смогут сами выбирать дату и время заключения в банке и пользоваться услугами электронной регистрации сделок в Росреестре. 

Говорить о полном переводе в онлайн пока рано

Провести сделку полностью онлайн сейчас достаточно затруднительно из-за законодательных ограничений: банк обязательно должен идентифицировать заемщика, чтобы открыть ему счет. Конечно, существуют различные способы преодолеть это препятствие – например отправить к заемщику выездного менеджера с документами на подпись, но это будет не полноценный онлайн. После открытия счета в банке провести сделку онлайн не представляет сложности – выпуск электронной подписи и подписание всего банковского пакета документов в специальном приложении возможен уже сегодня. Кроме законодательных ограничений сдерживающим фактором для онлайн сделок является ментальность заемщиков – зачастую, покупка недвижимости – крупнейшее событие в нашей с вами жизни, поэтому заемщики предпочитают лично приехать в банк на сделку, чтобы детально во всем разобраться: как платить по кредиту, узнать особенности досрочного погашения и страхования, а в случае со вторичным жильем – обсудить последние детали сделки и порядок передачи квартиры с продавцом. Сюда же можно отнести желание клиента получить бумагу с печатью вместо набора цифр в смартфоне, чтобы надежно сохранить ее. Естественно, что с течением времени роль цифровых сервисов в нашей жизни растет и все больше людей будут пользоваться возможностью заключить сделку онлайн.

Насколько безопасно проведение онлайн-сделок?

Защита цифровых сервисов банков обеспечивается службами информационной безопасности. Требования к шифрованию и защите данных весьма жесткие, основанные на законодательном регулировании, так что с этой точки зрения опасаться практически нечего. «Практически», потому что в основном важно соблюдать меры цифровой безопасности при собственной работе с устройствами связи – компьютером, планшетом и смартфоном: не сохранять пароли на записках, не хранить их в устройстве, не показывать экран устройства посторонним лицам, следить за программным обеспечением, которое вы устанавливаете в свой телефон, а также адекватно реагировать на звонки мошенников. Разумное соблюдение этих требований позволит свести риски к нулю.

759